КАТАЛОГ ФИЛЬМОВ
ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ
VIII МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ
ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
«КАМЕРА-ПОСРЕДНИК»
25-30 июня, Москва
Для меня отсчет знакомства (и профессиональных интересов) с визуальной антропологией в значительной мере связан с фестивалями.
1987-1991 гг.: участие в качестве наблюдателя в пяти первых на территории России фестивалей визуальной антропологии в г. Пярну. Сначала в Эстонской социалистической республике, затем – в независимой Эстонии.
На фоне существовавшей у меня к тому времени профессиональной принадлежности к документальному кинематографу – сначала гуманитарный шок от встречи с фильмами, авторы которых не стараются с той или иной степенью мастерства навязать свою точку зрения на показываемое, а пытаются дать возможность людям с экрана впустить зрителя в свою жизнь. Затем постепенное погружение в мир визуальной антропологии и впитывание ее идей, подходов, методов, а главное, знакомство с практиками и теоретиками (как правило, в одном лице).
Результат – коллекция фильмов, положившая начало экранному архиву мировых культур, и спецкурс визуальной антропологии, на основе которого мы с моим другом и единомышленником Леонидом Филимоновым стали вести с 1988 года занятия со студентами Исторического факультета МГУ.
Начавшееся на Пярнусском фестивале общение с выдающимся представителем визуальной антропологии, одним из плеяды учеников Маргарет Мид, в те годы председателем Комиссии по визуальной антропологии при Международном союзе антропологических и этнологических наук, профессором университета в Мельбурне – Асеном Баликси, на очередном витке отношений продолжилось в августе 1991 года в поселке Казым Ханты-Мансийского округа во время международной школы для малочисленных народов Сибири, куда Асен, бывший ее организатором, пригласил нас с Леонидом в качестве преподавателей-стажеров. Там и было принято решение о создании на неформальных основах общественного Центра визуальной антропологии МГУ (ЦВА МГУ).
Вся последующая визуально-антропологическая деятельность на протяжении более четверти века в основном проходила в сотрудничестве с людьми, в той или иной степени входившими в ЦВА.
Уже на раннем этапе с учетом российских возможностей была разработана методика съемки фильмов на принципах визуальной антропологии «созвучная камера». Первые фильмы ЦВА МГУ на ее основах были приняты несколькими европейскими фестивалями визуальной антропологии. С опытом участия постепенно пришло убеждение, что самым действенным способом внедрения в культурное пространство страны идей и фильмов толерантного гуманистического звучания являются именно фестивальные мероприятия.
Наконец, было принято решение о проведении в России в 1998 году собственного фестиваля.
Благодаря сотрудничеству с Этнографическим бюро А.В. Головнева и администрацией Ямало-Ненецкого округа удалось провести в г. Салехард два Российских фестиваля антропологических фильмов.
А в 2002 году был организован первый в России Московский международный фестиваль (биеннале) визуальной антропологии, который с 2006 года носит девиз «Камера-посредник». Учредителями фестиваля стали МГУ и ИЭА РАН. В разные годы финансовую и информационную поддержку оказывали посольства, культурные центры и СМИ, но всю подготовительную и основную работу всегда выполняли сотрудники ЦВА МГУ и волонтеры.
Как у каждого фестиваля, в истории нашего были разные периоды. В первый раз открытие чуть не сорвалось, но благодаря помощи Н.И. Клеймана, просмотры прошли, пожалуй, в самом комфортном и удачном формате, когда Музей кино еще располагался в Киноцентре на Красной Пресне. Два раза на следующих фестивалях была финансовая поддержка Министерства культуры, и фестиваль проходил в течение всей недели с утра до вечера, а в отдельные дни на 5 площадках в Москве.
В первые годы мы старались как можно шире представить зрителю картину мировой визуальной антропологии, включая в программу до 70 фильмов. Но постепенно сформировалась собственная концепция фестиваля и более четкие критерии отбора. Они выражены в названии «Камера-посредник». Это, прежде всего, этическая ответственность человека с камерой перед героями фильмов и зрителями, которых приглашают войти через экран в неведомый им мир и ощутить универсальность законов человеческого бытия.
Мы составляем программу из документальных фильмов, стремящихся к органичному сочетанию тактичного научного исследования и адекватных приемов кинематографического мастерства, в отличие от научно-популярного формата, решающего несколько другие задачи. Чтобы усилить художественное воздействие фильмов, мы стали особое внимание уделять качеству проекции, проводя фестиваль в комфортных кинозалах с большим экраном и хорошим звуком. Постепенно программа наших фестивалей стала более компактной, эффектной и не менее насыщенной.
В программе 2019 года десять полнометражных документальных фильмов. Эмилиу Домингус (Свежая стрижка) познакомит с миром мужских парикмахерских в бразильских фавелах, Мари Девуйст (Когда ветер колышет пшеницу) – с пшеничными полями в Бельгии.
Камера Лииво Нигласа покажет нам удмуртское моление (Мор вось), а режиссеры Дипеш Харел и Фроде Стораас проведут сквозь закрытые для посторонних двери храма Кали (Храм Кали наизнанку).
Томас Бартельс заварит для нас загадочную шаманскую траву Саган Далья (Белые крылья), а Наталья Харламова позволит услышать дыхание тувинской степи (На стоянке ветра).
В нашей программе трогательная история иранской семьи (Мотылек), рассказанная Махди Заманпуром Киасари, и непростые взаимоотношения внутри родственного клана в Камеруне, подсмотренные Лисбет Хольтедаль (Жены).
С режиссерами Каролиной Парьетти и Сиприаном Понсоном мы побываем на острове Борнео, где в тени больших деревьев разворачивается драма народа пенан (Бе жам бе – и это не конец…).
А фильмом закрытия фестиваля станет блестящий ремейк культового фильма Жана Руша, снятый его талантливыми ученицами Магали Брагар и Севериной Энжольра (Ремейк Лета).
От имени группы, готовящей фестиваль благодарю:
всех авторов, приславших свои работы;
приношу извинения тем, кого мы не смогли отобрать для показа, и надеюсь, что в следующий раз Москва сможет увидеть Ваши работы;
дебютантов, работы которых зрители смотрели в интернете (относитесь к объявленным результатам снисходительно – мое мнение тоже не всегда совпадает со зрительским);
тех немногих авторов фильмов, чьи работы попали в основную программу (сожалею, что не все смогли приехать в Москву);
посольства и культурные центры, благодаря финансовой поддержке которых представители их стран будут на фестивале;
организации, предоставившие свои кинозалы для фестивальных показов;
средства массовой информации, оказывающие фестивалю поддержку;
зрителей, уже посмотревших дебютные фильмы, и которым предстоит увидеть лучшие работы основной программы и пообщаться с их авторами;
тех, кто поддержал фестиваль через краундфаундинговую платформу «Планета» (жаль, что из-за неопытности, мы не сумели во время воспользоваться результатами);
всех, кто в той или иной мере принимает участие в подготовке и проведении фестиваля.
Евгений Александров
Директор Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник»
[KGVID]http://visantmedia.mes.msu.ru/wp-content/uploads/2019/06/MIFVA8_trailer_with_logos_1.mp4[/KGVID]
25 ИЮНЯ, ВТОРНИК
ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Центр документального кино
Зубовский бульвар, 2
(м. Парк Культуры) (карта)
18.30
При поддержке Бразильского культурного центра
СВЕЖАЯ СТРИЖКА (трейлер)
Эмилиу Домингус
Бразилия, 2016, 73’
В парикмахерских фавел и пригородов Рио-де-Жанейро развивается и распространяется новая периферийная эстетика. Являясь местом встреч молодежи, парикмахерские стали для нового поколения пространством взаимообмена. Проникая в эту вселенную, фильм, помимо мира ножниц, лезвий, причесок, показывает и то, что происходит в умах парикмахеров и их клиентов.
Эмилиу Домингус, режиссер и антрополог. Автор трех полнометражных, – Свежая стрижка (2016), Битва в стиле пассинью (2013) и L.A.P.A. (2008), – и девяти короткометражных фильмов. Не только снимает документальное кино, но и режиссирует музыкальные видеосюжеты. Работал в кино в качестве исследователя при производстве фильмов Тайна Самбы (2008) и Пьер Вержер (2000). В настоящее время работает над своим четвертым полнометражным фильмом Фавелы и мода.
26 ИЮНЯ, СРЕДА
Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Лаврушинский переулок, 12 (карта)
21.00
КОГДА ВЕТЕР КОЛЫШЕТ ПШЕНИЦУ (Trailer)
Мари Девуйст
Бельгия 2016 71’
В последние годы на полях Валлонии возрождается возделывание негибридных сортов зерновых. С каждым сезоном семян становится все больше, они распространяются все шире. Люди объединяются, чтобы лучше организовать свою работу, так возникает небольшое сообщество. Производство семян и выпечка хлеба становится делом каждого, кто стремится вернуться к исконному вкусу хлеба и бережному отношению к природе. От поля до амбара, от мельницы до пекарни, фильм рассказывает историю пяти производителей отличного зерна и прекрасного хлеба, знакомых между собой: фермера, агронома, сельского пекаря и двух мельников.
Мари Девуйст родилась в 1982 г. в Брюсселе. Получив образование в сфере социокультурной коммуникации, решила продолжить обучение на отделении документалистики в Школе искусств Sint-lukas, где сняла свой первый фильм Пока звучат шахты. В дальнейшем по заказу различных общественных организаций снимала короткометражные фильмы, посвященные проблемам пожилых людей, иммиграции и усыновления. В 2011 г. несколько месяцев провела в Камеруне для съемок совместного с Аленом Леметром документального фильма Пигмеи у дороги. Когда ветер колышет пшеницу стал ее вторым профессиональным полнометражным фильмом.
27 ИЮНЯ, ЧЕТВЕРГ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОКАЗ
Московский дом национальностей
Новая Басманная улица, 4, стр.3
15.00
Я ВЕРНУСЬ
Орзумурод Шарипов
Таджикистан, 2018, 38’
Фильм посвящён отношениям центра и периферии в условиях кризиса. Таджикский кишлак оказался в кризисной ситуации, вызванной природным катаклизмом: накануне зимы жителям грозит полная изоляция. Они решают обратиться за помощью к центральной власти. С этой целью селяне отправляют в столицу юношу-певца. Пообщавшись с множеством чиновников, он приходит к выводу, что реальную поддержку кишлаку может оказать только один человек. Юноша пытается встретиться с главным правителем в неформальной обстановке. Благодаря музыкальному таланту ему это удаётся. На встрече выясняется, что центр не располагает необходимыми ресурсами для преодоления кризиса, который внезапно достигает и самой столицы. Певец возвращается в кишлак.
Роль главного правителя в фильме исполняет профессиональный актёр, остальные роли исполняют сельские жители и студенты – выходцы из кишлаков. Создание фильма можно рассматривать как арт-терапию сельского сообщества в условиях социального кризиса.
Орзумурад Шарипов, режиссер, продюсер. Родился в Душанбе. В 1975 году окончил Таджикский государственный институт искусств, факультет режиссёры. Затем продолжил обучение в Высшей школе кино для режиссеров и сценаристов в Москве. Некоторые из его работ: Корни (1991), Горсть родины (1994), Дети войны (1996), Сладкая родина (2000), Живые контейнеры (2003), Беженцы (2004), 11 000 км от Нью-Йорка (2005), Весна желаний (2008), Это высокая ива (2016).
Галина Родионова, социолог, кандидат экономических наук, более 12 лет работала в международных проектах сельского развития. Свой первый документальный фильм Хранители,посвящённый сельским музыкантам, сделала в 2007 г. Автор двадцати фильмов, посвящённых в основном сельским музыкантам Таджикистана.
27 ИЮНЯ, ЧЕТВЕРГ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Лаврушинский переулок, 12 (карта)
19.00
При поддержке Гёте Института
БЕЛЫЕ КРЫЛЬЯ (trailer)
Томас Бартельс
Германия, 2019, 87’
Саган Далья – разновидность рододендрона, трава, растущая высоко в горах. Заваренная как чай она становится мощным энергетиком. Много поколений шаманов использовали эту траву в своих ритуальных путешествиях. Они называли ее Белые крылья. Этот фильм – тоже путешествие. Он начинается в Иркутске, шумном городе на берегу Байкала, с пешеходными зонами, граффити и уличными музыкантами, и приводит нас в глухую тувинскую тайгу. Ведомые ритмом уличной музыки, железнодорожных путей и церемониальных барабанов, мы ощущаем живой дух Сибири и встречаемся с шаманами, практикующими архаичные ритуалы не только в бескрайней таежной пустоте, но и в кварталах городских многоэтажек.
Томас Бартельс изучал изящные искусства и стал свободным художником. Он снимает кино и создает скульптуры и инсталляции. Работает по грантам в области кино и изящных искусств. Его фильмы и выставки демонстрируются в Европе и за ее пределами. Впервые посетил Россию в 1993 как гость фестиваля Послание к человеку в Санкт-Петербурге. С 2018 он преподает на факультете кино в Брауншвейгском Университете Искусств.
21.15
При поддержке Эстонского посольства
МОР ВОСЬ: КОЛЛЕКТИВНОЕ МОЛЕНИЕ
Лииво Ниглас
Эстония, 2019, 66’
В Татышлинском районе Республики Башкортостан почти в каждой из девятнадцати близлежащих деревень, населенных удмуртами, в начале июня совершается коллективное моление. Неделю спустя жители десяти деревень, расположенных на правом берегу реки Юг, проводят совместное жертвоприношение Мор Вось. Жрецы собираются в деревне Вилгерт, чтобы принести в жертву богам несколько овец. Они следят за приготовлением ритуальной каши из собранной местными жителями крупы и мяса жертвенных животных. Часть каши съедается во время ритуальной трапезы, остатки делят между жителями этих десяти деревень.
Лииво Ниглас, научный сотрудник кафедры этнологии Тартусского Университета (Эстония). Руководит независимой киностудией по производству антропологических фильмов. Проводил съемки в Сибири, Африке, Средней Азии и Северной Америке. Некоторые его работ: Бригада (2000), Мир Юрия Вэллы (2003), Вызывание дождя (2007), Рыба на! (2008), Ительменские истории (2010), Земля Любви (2016).
28 ИЮНЯ, ПЯТНИЦА
Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Лаврушинский переулок, 12 (карта)
19.00
ЖЕНЫ (trailer)
Лисбет Хольтедаль
Норвегия, 2017, 85’
Альхаджи Ибрагим – исламский наставник, живущий в г. Нгаундере (Северный Камерун). Фильм (снятый в 1997-2001 гг. и смонтированный только недавно) рассказывает о последних годах его жизни, фокусируясь на взаимоотношениях внутри полигамной семьи, показывая их точки зрения как жен, так и мужа. Фильм знакомит нас с типичным образом жизни местных сообществ областей Борно и Адамауа (Нигерия и Камерун), члены которых, живущие вдали от столиц, стараются приспособиться к современной системе образования, сильной маргинализации и растущей бедности. В последние годы этот регион находится под постоянной угрозой со стороны мятежников организации «Боко харам».
Лисбет Хольтедаль родилась в 1946 г. в Копенгагене, училась в Осло и Париже по специальности «история искусств/антропология». Является профессором антропологии и основательницей магистерской программы по визуальным исследованиям культуры в Арктическом Университете Норвегии в г. Тромсё. В 1992 создала межуниверситетскую программу сотрудничества Нгаундере-Антропос между Университетом Нгаундере (Камерун) и Арктическим университетом. С 1970 г. проводила исследования по визуальной антропологии в Восточном Нигере, Северной Норвегии и Северном Камеруне.
21.15
БЕ ЖАМ БЕ – И ЭТО НЕ КОНЕЦ… (trailer)
Каролина Парьетти, Сиприан Понсон
Франция – Швейцария, 2017, 85’
В штате Саравак, расположенном на острове Борнею, «‘те, кто живет вверх по течению’, станут первыми, кого затронет вырубка лесов. Пенан, (бывшие) кочевые охотники, охвачены смятением: как жить дальше, когда их мир рушится на глазах, когда буквально исчезает ландшафт, от которого зависит само их существование, а вместе с ним и язык и обычаи? Под песню тех, кто отказывается сдаваться, фильм очерчивает линии сопротивления каждого в этой смертельной борьбе, рассказывает о глубоком переплетении между неиспорченным таинственным образом жизни и битвой, бушующей в тени гигантских деревьев.
Каролина Парьетти и Сиприан Понсон познакомились во время обучения в магистратуре по специальности «документалистика» (CREADOC / Франция), совершали антропологические путешествия и занимались социальной работой. Их исследования посвящены проблемам памяти, насилия и сопротивления в маргинальных группах.
29 ИЮНЯ, СУББОТА
Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Лаврушинский переулок, 12 (карта)
16.45
ХРАМ КАЛИ НАИЗНАНКУ
Дипеш Харел, Фроде Стораас
Непал – Норвегия, 2018, 83’
Религиозные границы не всегда настолько отчетливы и непреодолимы, как пытаются внушить нам СМИ. Фильм рассказывает о повседневной жизни храма Кали в городе Канпур (штат Уттар-Прадеш, Индия), показывает помещения храма Кали и другого храма поменьше, посвященного Хануману, верующих, приносящих дары обоим божествам. Через близкое знакомство со священником и тремя верующими фильм показывает нам, почему этот храм так важен для них. Иногда эти люди посещают святые места других религий, чтобы узнать что-то новое или получить дополнительную божественную помощь. Таким образом, фильм – это негласная критика одержимости религиозными конфликтами в современных дискуссиях. Бог един, а религии созданы людьми, к такому заключению приходит священник в фильме.
Дипеш Харел, визуальный антрополог и режиссер, получает вторую докторскую степень в Университете Софии в Токио. Автор нескольких этнографических фильмов, прежде всего, это Жизнь со сланцем (2006), Играя с Нэн (2012) и Тама Гон – деревня медников (2015), которые были показаны более чем на 60 международных кинофестивалях и завоевали награды.
Фроде Стораас, преподаватель визуальной антропологии в Музее Бергенского университета (Норвегия). Его научные работы основаны главным образом на полевых исследованиях в Восточной Африке. Как кинорежиссер работал в нескольких странах. Среди его фильмов, получивших награды, Тама Гон – деревня медников, Непал, (совместно с Дипешем Харелом), Вызывание дождя, Мозамбик, (совместно с Лииво Нигласом), Наш внутренний двор, Китай, (вместе с Хэ Юань Ваном), Рыба Ха!, США, (совместно с Лииво Нигласом).
18.45
МОТЫЛЕК
Махди Заманпур Киасари
Иран, 2016, 63’
Фильм показывает быт иранской семьи, живущей в лесу, вдали от людей, и занимающейся земледелием и разведением скота. Двадцать пять лет назад в результате несчастного случая глава семьи получил травму позвоночника и теперь полностью зависит от жены и дочери. К Зайнаб сватаются многие, но родители не могут представить свою дальнейшую жизнь без нее.
Махди Заманпур Киасари родился в 1975 г. Получил магистерскую степень в области кинопроизводства в Университете радио и телевидения Ирана (кинорежиссура). Начал свою карьеру как режиссер, сценарист и продюсер в 2004 г. и создал более 65 документальных фильмов и телевизионных программ. Некоторые его работы: В ожидании Вас (2006), Топая к небесам (2007), Шажки по пути Аллаха (2008), Зеленые Тени I (2009), Святой Нагиб Алави (2011), Зеленые Тени II (2011), Нравственный интервал (2011), 30 лет жизни с сотней стихов (2014), С днем рождения (2013), Машти Исмаил (2014).
20.45
СТОЯНКА НА ДОРОГЕ ВЕТРА (trailer)
Наталия Харламова
Россия, 2018, 60’
После смерти отца Белекмаа поселяется на его чабанской стоянке. Она переживает первую в своей жизни серьезную утрату и надеется увидеть отца хотя бы во сне до того дня, когда, по тувинскому обычаю, дух умершего накормят и проводят навсегда.
Наталия Харламова родилась в 1978 г. в Москве. В 2002 г. окончила факультет журналистики МГУ. Была ученицей фотографа и исследователя фотографии Александра Лапина. Несколько лет работала бильдредактором, а с 2009 г. начала заниматься собственными документальными фотопроектами. Автор нескольких выставок и победитель российских и международных фотоконкурсов. В 2017 г. окончила Школу документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.
30 ИЮНЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ
ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Лаврушинский переулок, 12 (карта)
14.00
При поддержке:
посольства Франции
Французского Института в Москве
РЕМЕЙК «ЛЕТА» (trailer)
Магали Брагар, Северина Энжольра
Франция, 2017, 96’
В течение лета в Париже и его пригородах два молодых режиссера пытаются снять ремейк Хроник одного лета, спустя пятьдесят лет после выхода культового фильма Руша и Морена. Нетривиальный портрет современной молодежи, как зеркальное отображение 1960-х, переосмысляющий вопросы cinéma vérité.
Магали Брагар и Северина Энжольра в 2003 г. окончили Университет Париж X – Нантер по специальности «визуальная антропология» (научный руководитель – Жан Руш). В 2009 г. они сняли совместный короткометражный документальный фильм Домб. Обе преподают документальное кино, совместно задумали и организовали кинофестиваль на Западном берегу реки Иордан.Северина Энжольра является автором нескольких документальных и корпоративных фильмов. Магали Брагар помимо основной работы фотографирует для театра и прессы.
* Фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими и английскими субтитрами.