Визуальная антропология

За свою относительно короткую историю, точкой отсчета которой часто называют прекрасный фильм Роберта Флаэрти «Нанук с Севера», визуальная антропология успела проявить себя как достаточно широкое явление, далеко вышедшее за рамки кинематографической фиксации образа жизни экзотических народностей.

Можно дать такое определение визуальной антропологии, соответствующее ее сегодняшнему состоянию: это — культурологическая деятельность, в которой взаимодействуют экранное искусство, гуманитарные науки и информационные технологии и которая направлена на получение и внедрение в социальную практику экранной информации о малоизвестных сторонах жизни народов с целью осуществления диалога культур.

Визуальная антропология, использующая весь арсенал современных средств информации, возможности экранного искусства и достижения современной науки о человеке, представляется одним из самых действенных способов профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Сохранение образов малоизвестных и исчезающих культур, выявление их своеобразия и общечеловеческой сущности, осуществление диалога между представителями разобщенных миров — на этот широкий спектр гуманитарных целей и задач ориентирована визуальная антропология.

Синтетическая природа визуальной антропологии, в которой органично сочетаются выразительные возможности современного искусства и гуманитарные идеи, ориентированные на взаимопонимание и взаимодействие представителей разных народов и религий, обеспечивает интерес не только профессиональных культурологов, но и зрителей, вникающих в исторические судьбы своей семьи, своего народа, народов мира.


2 января 2019 года скончался Асен Баликси

Уходят последние соратники-ученики Маргарит Мид, сформировавшие визуальную антропологию. У Асена Баликси в России свое особое место. Он был одним из организаторов в 1987 году в Эстонии, тогда еще входившей в состав СССР, в городе Пярну первого фестиваля визуальной антропологии. Я был среди нескольких российских участников фестиваля, испытавших культурный шок от знакомства с документальными фильмами и их авторами, показавшими путь для равноправного диалога с людьми, оказавшимися в поле зрения камеры.

Асен Баликси стал главным проводником и носителем новых гуманитарных идей и подходов визуальной антропологии, для только что готовящегося к ее восприятию российского культурного сообщества.  Он знакомил с авторами фильмов, дарил свои и помогал собирать работы коллег для формирования первого в России спецкурса в Московском университете. В решающий для страны августовский период 1991 года организовал первый (и, кажется, пока единственный в России) международный семинар визуальной антропологии для малочисленных народов Сибири в поселке Казым, куда пригласил меня и Леонида Филимонова в роли преподавателей-стажеров. При поддержке Асена Баликси, на его идеях открытости и корпоративности, вернувшись в Москву, мы с Леонидом Филимоновым организовали Центр визуальной антропологии МГУ. Долгие годы, даже уйдя на пенсию, Асен Баликси помогал нам поддерживать международные связи, организовывать семинары и фестивали визуальной антропологии. С первых лет все занятия по визуальной антропологии начинаются знакомством с деятельностью и фильмами Асена Баликси – своего рода камертоном точного понимания духа нового гуманитарного направления.

С осознанием горечи и глубины утраты
Евгений Александров

Обсуждение закрыто.