В этом году конкурс дебютов прошёл в он-лайн режиме. С 1 по 16 мая у зрителей была возможность посмотреть фильмы дебютной программы на нашем сайте, поставить свою оценку и выбрать победителя. Фильмы показывались на языке оригинала с русскими субтитрами.
Так же прошла серия zoom-конференций с авторами фильмов, где зрители могли задать свои вопросы авторам фильмов. Расписание.
1-16 мая, онлайн на сайте фестиваля
Изабель Бреденбрёкер, Филипп Бергман
Германия, 2018, 24’
В фильме Теперь я мертва метакритический докуфикшн неожиданно превращается в иммерсивное повествование. Антрополог Изабель Бреденбрёкер и режиссер Филипп Бергман планировали изучить отношения между этнографом и объектом через призму исследования Изабель о смерти в культуре ганского городка. Вскоре после их прибытия в Гану, в разгар съемок, в Германии умирает дедушка Изабель. Сбитая с толку этим совпадением, ассистируя в ритуалах, посещая морг, похороны, кладбище, она просит совета. Как реагировать на смерть родственника во время съемок фильма о смерти в Западной Африке? Помощь приходит от друзей и коллег: ритуального служащего, соседа, научного сотрудника и друга, священника. Вторая линия повествования, в которой в городке проходит служба в память о дедушке, развивается одновременно с другими событиями, связанными со смертью, такими как «подхватывание души» или облачение и обработка тел покойных. Роль чужестранного гостя трагикомично выворачивается наизнанку и встраивается в местную жизнь. Различие между культурой другого и собственной размывается, в точности, как и грань между жизнью и смертью, переживаемой в игровой форме.
Изабель Бреденбрёкер – обладательница докторской степени по антропологии, полученной во Франкфуртском университете имени Гёте. В 2014 г. она защитила магистерскую по материальной и визуальной культуре на факультете антропологии Университетского колледжа Лондона. Имеет дипломы бакалавра (2009) и магистра (2013) в области сравнительного литературоведения Свободного университета Берлина. Изабель – одна из организаторов междисциплинарной инициативы K Hybid, которая организует конференции, воркшопы и публикации за пределами научного сообщества.
Филипп Бергман работает режиссером в жанрах музыкального театра, перформанса и видео. Его работы обращаются к репрезентации и превращению в нарратив культурного наследия. Филипп – один из художественных директоров цюрихского института современного искусства Шедхалл.
ЧУА – ЧУА: СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ
Роби Лайо
Камерун – Норвегия, 2018, 25’
Чуа – чуа переводится с языка хауса как постоять за себя. Фильм – портрет Али Муллы Куфаини и его работы на рынке сушеной рыбы в поселении Блангуа, на озере Чад, как главы семьи и как молодежного лидера. Метафора устойчивости к кризису в области безопасности, вызванному Боко харам.
Роби Лайо – консультант по делам молодежи. Окончил Национальный институт молодежи и спорта Камеруна и получил кандидатскую степень по визуальной антропологии в Университете Маруа. Его научные интересы связаны с культурой пограничья, трансграничной динамикой молодёжи, проблемами гражданства и транс-гражданства в микрорегионе вокруг озера Чад. Он снял уже 3 этнографических фильма, среди которых: Назад к корням (2018), Чуа-чуа: стратегия выживания (2018), и Когда река превращается в границу (2020).
Сезар Кольман
Вьетнам – Бельгия – Испания, 2020, 30’
Коренное население Вьетнамского нагорья сталкивается со стремительным сокращением своих сельскохозяйственных угодий и в условиях современного капитализма вынуждено опираться на другие источники дохода. Камера сопровождает членов транснациональной семьи, разбросанной между Францией и Вьетнамом, в их попытках обеспечить себе средства к существованию и оставаться в контексте динамичного развития Вьетнама. Принимая точку зрения одного из членов семьи, живущего вдали от родных, кинорежиссер задается вопросами о роли трансмигрантов в поддержке своих родственников, оставшихся дома, и о неожиданных взаимоотношениях, которые их связывают.
Сезар Кольман – сотрудник службы гуманитарной помощи и кинорежиссер из Брюсселя. До работы координатором по проблемам миграции в Сербии специализировался в области политических наук и права. В 2016 г. он основал НКО La Route des Défis, поддерживающее средствами проекты по всей Европе. Оугн Са: съеденный огнем – его первый этнографический фильм.
Рамеш Лаксманрао Холболе
Индия, 2018, 20’
Индийская деревня Аагасвади, расположенная в округе Сатара на холмах Манн-Махараштра, находится в самом центре засушливого региона. Из-за непрекращающейся засухи, лишающей жителей деревни средств к существованию, молодежь вынуждена уезжать в город, оставляя дома стариков и детей. Не имея вдоволь воды для питья и полива, Бхимрао, отчаявшись, начинает копать колодец для своей семьи. В этом документальном фильме показаны жители Аагасвади, их противостояние засухе и другим, связанным с ней, невзгодам.
Рамеш Лаксманрао Холболе – кинорежиссёр из города Пуна. В 2020 г. он получил магистерскую степень по режиссуре и сценарному мастерству в Институте кино и телевидения Индии. До поступления в киношколу он изучал литературу маратхи в колледже Фергюссон в Пуне. Участник многих общественных и культурных мероприятий, директор международного фестиваля короткометражного кино Pimpri Chinchwad. Фильм Небесная деревня был показан почти на 30 международных фестивалях, получил премии на кинофестивале Sole Luna Doc в Италии, на 22-м Международном фестивале студенческих фильмов CineMAiubit в Румынии и т.д. В настоящее время Рамеш работает над первым полнометражным документальным фильмом о жизни известного индийского фотографа Судхарака Олве.
Магуо Тайнон Жислен
Камерун, 2020, 29’
Джеббин кабачок – портрет молодой женщины, варящий бильбиль (традиционное пиво из проса). Джебба имеет педагогическое образование, но уже пять лет не может найти работу по специальности. Чтобы выжить в таком большом городе, как Нгаундере (Камерун), она варит и продает пиво из проса. Несмотря на невысокую прибыль от этого занятия, Джебба завоевала доверие многих клиентов и поддерживает с ними душевные отношения. Бизнес Джеббы позволяет ей оставаться на плаву, но она все еще верит, что когда-нибудь будет работать учительницей.
Магуо Тайнон Жислен изучает визуальную антропологию в Университете Нгаундере, имеет степень магистра и является режиссером фильмов Венгсойя: остаться или уехать и Джеббин кабачок.
Мехди Баламисса
Марокко, 2019, 11’
Рано утром, пока все вокруг еще спит, несколько человек тихо заходят в таинственное, освещенное и оживленное место. Внутри мужчина готовит хлеб из замешанного его сыном теста. Затем они вдвоем перекладывают теплый хлеб в ящики, а третий человек, называемый ими босс, приезжает на своем велосипеде, чтобы забрать хлеб и доставить его в город. Уже на рассвете продукция этих трех мастеров расходится по всем домам города.
Мехди Баламисса – французский и марокканский документалист, очарованный развитием марокканского общества.
Пьер Ланкисса Тизи
Камерун, 2020, 35’
Фильм о подростках-сборщиках мусора в Нгаундере, городе на севере Камеруна. В нем рассказывается история Дембеле, который после смерти матери сам отвечает за собственную жизнь. Он живет на улице вместе с другими подростками, собирающими лом. Грязные, спящие в брошенном разбитом автобусе, зависимые от наркотиков, они принадлежат ко все увеличивающейся, но сильно стигматизированной группе молодежи в Нгаундере. Размышляя над своей жизнью, Дембеле говорит: Хлам – наше будущее.
Пьер Тизи Ланкисса получил кандидатскую степень в области визуальной антропологии. Стипендиат проекта Viscam и автор двух фильмов, один из которых был снят в Камеруне, а другой – в Норвегии.
Мария Коломер Каньел, Дафне Лечуга Марото, Лаура Де Анжели
Италия – Дания, 2020, 26’
История Ансу Фаля, сенегальского подростка, уехавшего в Италию без сопровождения взрослых в несовершеннолетнем возрасте, который по достижении восемнадцатилетия сталкивается здесь с целым рядом проблем. В разговорах с его законным опекуном в фильме представлены размышления о его повседневном выживании, мечтах и насущном желании остаться.
Мария Коломер Каньел – продюсер, ассистент режиссёра и сценарист, в настоящее время является продюсером документального сериала Почему – истории в Почему – Фонде.
Дафне Лечуга Марото – видеограф, редактор и создательница мультимедийного контента. Имеет опыт сотрудничества с документальным фестивалем CPH: DOX, в настоящее время продолжает образование в области кино и фотографии.
Лора Д’Анджели – видеоредактор и кинообозревательница, сейчас работает в Кинотеке Больнья куратором кинопрограмм и одновременно продюсирует видео для датского стартапа.
Макс Блохинг, Абд Аль-Рахман Дукмак
Германия, 2020, 59’
Я хочу увидеть “мой фильм” в этом фильме, – говорит Абд Максу. Абд – 24-летний сириец, участник первых дней революции 2011 года, ныне проживающий в городе Падуя (Италия). Вместе со своим немецким другом Максом он работает над фильмом под названием Ненаписанные письма. Пока они вместе размышляют о том, как превратить будни Абда в Италии в фильм, Абд пересматривает свое прошлое и погружается в возможное будущее. Фильм рассказывает историю молодого сирийца, прибывшего в Европу, процесс осмысления им собственной идентичности через создание фильма и дружбу.
Макс Блохинг (род. 1994) вырос в Южной Баварии (Германия). Работал помощником режиссёра, контрабасистом и звукооператором. Макс получил степень бакалавра в области социальной антропологии в Школе восточных и африканских исследований (SOAS) в Лондоне и в настоящее время учится в магистратуре в области кино и видео в колледже Голдсмитс в Лондоне.
Абд Аль-Рахман Дукмак (род. 1993) вырос в Дамаске и переехал в Бейрут для изучения телевидения и кино. Во время учебы в колледже работал сценаристом и режиссёром нескольких короткометражных фильмов. Его последняя короткометражка Шиммер была показана на Международном кинофестивале в Бейруте и на Международном кинофестивале в Дубае. В настоящее время Абд изучает мультимедийные искусства в Венецианском университете (IUAV).
Зулолиддин Расулов
Таджикистан, 2020, 5’
Фильм о мигрантах, которые ради обеспечения семьи не живут сами.
Зулолиддин Расулов – студент технического вуза. Работал помощником режиссера. Увлечен кино.
Майя Новакович
Сербия – Босния и Герцеговина, 2019, 28’
Две пожилые женщины ведут уединенную жизнь в пасторальных пейзажах Восточной Боснии. Забота друг о друге выражается не в словах, а в мелочах повседневной жизни. Они общаются с землей, наслаждаются голосами природы и песнями слабеющей памяти.
Майя Новакович имеет степень магистра искусствоведения и работает над кандидатской диссертацией Поэтика наследия в творчестве Сергея Параджанова. Она стажер-исследователь в Математическом институте Сербской академии наук и искусств. И наступит вечер – её режиссёрский дебют.
РАЗГОВОРЫ С ПРЕДКАМИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЗНАКОМСТВО
Алина Жердева, Катя Ларкина
Россия, 2020, 62’
Это фильм – поиск – поиск ответов на вопросы, которые невольно окутывают тебя при первом соприкосновении с Каракольской долиной, при первом разговоре в аиле, при первом алтайском слове, к которому ты затрудняешься подобрать эквивалент на русском.
В первой части мы разгуливаем на попутках из деревни в деревню и разговариваем о роли предка в жизни алтайцев, о значении понятия сӧӧк, о влиянии советской эпохи и незыблемых правилах, которые старательно приспосабливаются к XXI веку. Съемки проводились во время экспедиции студентов кафедры этнологии исторического факультета МГУ в Каракольскую долину (Республика Алтай).
Алина Жердева родилась в Оренбурге в 1995 году; выпускница кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ (2018); автор и фотограф проекта о Москве; старший редактор информационного агентства ТАСС.
Катя Ларкина родилась в Москве в 1995 году; выпускница кафедры этнологии исторического факультета МГУ (2020).
СЕМЬ ЗЕМНЫХ – ДЕВЯТЬ НЕБЕСНЫХ. ЛЮДИ И МУЗЫКА МЕГХАЛАЙИ
Светлана Рыжакова, Елена Круглова
Россия, 2019, 67’
Настоящий фильм – первое в российской этнографии исследование и кинематографическое представление музыкальной культуры народа кхаси в широком историко-культурном контексте. Он основан на этнографических материалах, собранных Светланой Рыжаковой в Мегхалайе (Республика Индия). Это исследование как традиционной, сохраняемой в деревнях и глубинке, так и городской музыки кхаси, впитавшей множество влияний западной рок-музыки. Исследуется влияние христианизации и урбанизации, которые у народов Мегхалайи сочетаются с древними традиционными верованиями, своеобразными обычаями и навыками. Особое внимание обращено на исторические перемены, на промежуточную культуру фьюжн, объединяющую музыкальные стили и подходы, вводящую пентатоническую систему в современный западный звукоряд. Выявляются бытующие у кхаси музыкальные инструменты, категории музыкальной культуры и представления, связанные с ними. Посредством музыки мы постигаем мифы и верования кхаси, их этикет, обычаи и ценности. Представлена биография современных легендарных музыкантов Мегхалайи, и прежде всего, Лу Маджао, прославивших Шиллонг далеко за пределами Индии, а также рассказывается о наследственных музыкантах, дохалия, и о месте и роли песенного фольклора в повседневной жизни кхаси. Записан ряд редких песен и мелодий, изучено уникальное явление имен-мелодий, бытующее исключительно в ряде деревень Мегхалайи.
Светлана Рыжакова – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, член Индийского антропологического общества, а также исполнительница индийского классического танца; см.: www.svetlanaryzhakova.com. С конца 1990-х годов она проводит полевые этнографические исследования в разных областях Индии, особое внимание уделяя художественной культуре, артистическим сообществам, театру, музыке, танцу и обрядам. Настоящий фильм – первая законченная этнографическая картина Светланы Рыжаковой.
Елена Круглова – кандидат медицинских наук, путешественник, ведущая сайта www.indoman-info.ru, автор нескольких кинематографических работ, посвященных Индии.
Петр Нуска
Чехия, 2020, 7’
Я нормальный? Различные формы этого вопроса сопровождают нас всю жизнь. Если мы не вписываемся в рамки представлений о нормальности, мир напоминает нам о необходимости соответствовать. Но как бы мы ни старались, всегда чего-то не хватает или, наоборот, что-то выпадает из рамок нормальности. Что же тогда делать? Должны ли мы продолжать бесконечное стремление к нормальности или лучше признать, что жизнь и не должна быть нормальной? Чешский автор-исполнитель (и альтер-эго режиссера) Петр Воржешак ищет ответы на эти фундаментальные человеческие вопросы в коротком музыкальном фильме, основанном на совместном аудиовизуальном эксперименте. Люди со всего мира открывают уникальное восприятие того, что для них означает нормальность – с точки зрения их ног. Результатом двухлетнего собирания этих поэтических включений стал этот, отнюдь не нормальный музыкальный фильм.
Петр Нуска – визуальный этномузыковед и режиссёр этнографических фильмов. Его страсть к собиранию музыки пронизывает его музыкальные фильмы и клипы, ведомые приверженностью к инновациям в погоне за недостаточно изученными взглядами на музыку. С 2011 г. принимает участие в проектах по всему миру в области документального и этнографического кино, образовательных и активистских видео, производстве музыкальных клипов с независимыми музыкантами. Результаты этой работы были показаны на различных международных кинофестивалях. В настоящее время он продюсирует полнометражный документальный фильм Кровь, пот и слезная музыка (для премьеры в ноябре 2021 года), который станет результатом его исследований в области визуальной этномузыкологии.