VII Московский международный фестиваль
визуальной антропологии
«Камера-посредник»
15-20 мая 2017 г.
Завершил работу VII Международный фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник», который прошел в Москве 15 по 20 мая 2017 г. Организаторы фестиваля: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Институт этнологии и антропологии РАН имени Н.Н. Миклухо-Маклая, Московский педагогический государственный университет.
На разных площадках Москвы были показаны 23 фильма, снятые авторами из разных стран в разных частях мира.
На открытии фестиваля в Главном корпусе МПГУ на Малой Пироговской был показан фильм Владимира Боцева «Росе из Заграда» о жителях и традициях горной македонской деревни.
В Центре документального кино на Зубовской площади программу открыл фильм Кино Пиньеро (Испания) «Ревущая бездна», знакомящий с волшебной палитрой музыкальной вселенной Эфиопии.
Открывал вечер чрезвычайный и полномочный посол Федеративной Демократической Республики Эфиопии в Российской Федерации г-н Грум Абай Тешоме, который поблагодарил создателя фильма и устроителей фестиваля.
В течение всей недели на вечерних сеансах в Центре документального кино шли самые яркие полнометражные фильмы.
Для искушенной аудитории ЦДК настоящим открытием стал фильм «Мы – Куба» двух молодых женщин из Германии – Аннет Илиев и Фридерике Шухардт. Глазами зрителей стал Андрес, живущий в пригороде Гаваны накануне перемен в кубинском обществе. Объектив любительской камеры он направляет на свое непосредственное окружение, на повседневную жизнь семьи, друзей, соседей. Когда из этих непритязательных многолетних съемок был смонтирован фильм, возник эффект предельной искренности и достоверности.
Получился живой и глубокий фильм, показывающий реальную жизнь обычных кубинцев, прежде недоступную для посторонних.
В фильме «Фланёры – уличные гуляки» зрители вместе с канадским режиссером Мэтью Лэнситом и его маленькой дочкой отправились на поэтические прогулки по бульварам Парижа, встречаясь с людьми, переживая вместе с ними опыт познания мира.
Аргентинский режиссер Алехандро Фернандес Моухан в фильме «Дамиана Крииги» реконструирует столетнюю историю короткой трагической жизни индейской девочки.
Опытный режиссер из Франции Эдурад Миллс-Аффиф в фильме «Нильская невеста», выстраивая напряженный правдоподобный сюжет, обнаруживает за семейной драмой глубокие противоречия кризисного периода в истории Египта.
Завершали программу в ЦДК два фильма, разные по стилистике, но объединенные злободневной темой о судьбе мигрантов в европейских странах: разносторонний и глубокий социальный анализ итальянца Мауро Буччи в фильме «Отель Сплендид» и взволнованный, поражающий точностью наблюдений фильм «Масса» молодых режиссеров из Чехии Михала Павласека и Иво Бистршичана.
Большой интерес вызвали специальные авторские программы.
Владимир Боцев в роли антрополога, сотрудника Национального музея Македонии, используя фрагменты собственных видеосъемок, дал в ИЭА РАН мастер-класс на тему «Курбан и обряды с масками: два обряда современной традиционной культуры македонцев». Доклад доступен для просмотра на канале anthrotube: www.youtube.com/watch?v=1FvZZ7zEvaI
Другой мастер-класс провел известный антрополог и режиссер из Бременского университета Мартин Грубер в Институте стран Азии и Африки МГУ. Фильм «Между исламом и священным лесом», ставший итогом антропологического исследования, рассказал о поминальных церемониях в маленькой деревушке на побережье Гвинеи в Западной Африке, включающих мусульманские сороковины и ритуал Мкисаата членов тайного женского общества Налу.
Для студенческой аудитории в Гуманитарном корпусе МПГУ был организован конкурс дебютов, в котором участвовали девять фильмов, начинающих визуальных антропологов.
Международное жюри конкурса составили уже упомянутый Владимир Боцев, Владимир Кляус – руководитель магистерской программы МПГУ «Визуальная антропология детства» и Олег Раев – заведующий. кафедрой аудиовизуальных технологий ВГИКа.
Призы распределились следующим образом:
III место – фильм «Работать – значит расти» (Леа Клауе, Норвегия);
II место – фильм «Память» (Мария Соболева, Россия);
I место – фильм «Боксерки» (Хайме Мурсьего, Испания).
Специальный приз Оргкомитета получил фильм «Солярис» (Павел Борецкий, Чехия).
В МПГУ была также показана часть основной программы фестиваля, включающая фильмы, связанные с социальными проблемами, темами детства и сохранения культурного наследия:
«Интенсивное обучение» Микеле Трентени (Италия);
«Жизнь с Боко харам» Тронда Ваге (Норвегия) и Моузаму Ахамаду (Камерун);
«Эта высокая ива» Орзумурода Шарипова и Галины Родионовой (Таджикистан);
«Время сенокоса» Евгения Александрова и Елены Данилко (Москва);
«Страстная пятница в Уайнмото» Алексея Обухова (Москва).
Оргкомитет фестиваля выражает благодарность Гёте-Институту в Москве, Чешскому культурному центру, посольству Республики Эфиопии, оказавшим финансовую помощь фестивалю, а также всем, обеспечившим информационную поддержку: каналу Антротьюб, порталу Политру, Институту Сервантеса, Институту Франции, посольству Аргентины, журналу «Сеанс», радиоканалу «Культура» и многим другим, разместившим информацию о фестивале.
Особая благодарность всем волонтерам, организаторам и участникам дискуссий, благодаря которым фестиваль состоялся и была создана дружеская атмосфера межкультурного общения.
Вся актуальная информация доступна на сайте фестиваля и социальных сетях: http://visantmedia.mes.msu.ru
https://www.facebook.com/groups/mediating.camera/
https://vk.com/mediating_camera
Контакты:
e-mail: mediating.camera@gmail.com
8(495)9393292, +79268386058, (495) 9381820