Визуальная антропология — это не просто кино и не просто этнография. За свою относительно короткую историю, точкой отсчета которой часто называют прекрасный фильм Роберта Флаэрти «Нанук с Севера», визуальная антропология успела проявить себя как достаточно широкое явление, далеко вышедшее за рамки кинематографической фиксации образа жизни экзотических народностей.
Можно дать такое определение визуальной антропологии, соответствующее ее сегодняшнему состоянию: это — культурологическая деятельность, в которой взаимодействуют экранное искусство, гуманитарные науки и информационные технологии и которая направлена на получение и внедрение в социальную практику экранной информации о малоизвестных сторонах жизни народов с целью осуществления диалога культур.
Визуальная антропология, использующая весь арсенал современных средств информации, возможности экранного искусства и достижения современной науки о человеке, представляется одним из самых действенных способов профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Сохранение образов малоизвестных и исчезающих культур, выявление их своеобразия и общечеловеческой сущности, осуществление диалога между представителями разобщенных миров — на этот широкий спектр гуманитарных целей и задач ориентирована визуальная антропология.
Синтетическая природа визуальной антропологии, в которой органично сочетаются выразительные возможности современного искусства и гуманитарные идеи, ориентированные на взаимопонимание и взаимодействие представителей разных народов и религий, обеспечивает интерес не только профессиональных культурологов, но и зрителей, вникающих в исторические судьбы своей семьи, своего народа, народов мира.
|