О НАС

Из истории ЦВА: Участвуя в августе 1991 года в международном российско-канадском  семинаре визуальной антропологии в поселке Казым Тюменской области, организованном профессором Монреальского университета Асеном Баликси, Евгений Александров и Леонид Филимонов приняли решение о создании в Московском университете Центра визуальной антропологии. С тех пор ЦВА МГУ первым в России начал последовательно вести комплексную визуально-антропологическую деятельность:

  • собирать отечественные и зарубежные аудиовизуальные материалы;
  • проводить серии видеодокументаций, отображающих реальное состояние традиционных культур России;
  • создавать на основе видеодокументаций фильмы разного назначения для культурных и научно-образовательных целей;
  • формировать видеоархив;
  • участвовать в разработке теории визуальной антропологии;
  • вести занятия на основе авторского спецкурса;
  • принимать участие в конференциях и фестивалях;
  • организовывать мероприятия, направленные на внедрение идей и материалов визуальной антропологии в социокультурную практику.

ЦВА МГУ был инициатором, участвовал в подготовке и проведении:

  • семи Международных семинаров визуальной антропологии в Москве (1993—2005 гг.);
  • двух Российских фестивалей визуальной антропологии в г. Салехард в 1998 и 2000 гг., в рамках которых была предпринята попытка организации Российской ассоциации визуальной антропологии (РАВА), прошли семинары и гуманитарный симпозиум «Взаимодействие и сообщаемость культур»;
  • секции визуальной антропологии на 4-м Международном фестивале документальных фильмов «Флаэртиана» 31 мая—5 июня 2002 г. в г. Пермь, где режиссер Центра Леонид Филимонов был награжден призом «Серебряный Нанук»;

ЦВА МГУ организовал и провел:

  • восемь Московских международных фестивалей визуальной антропологии «Камера-посредник» 2002 -2019 гг.,
  • 10 секций визуальной антропологии на  Российских конгрессах антропологов в 1991-2019 гг.;
  • выездные мастер-школы визуальной антропологии в г. Красноярске (1999 г.), г. Томске (2000 и 2001 гг.), в пос. Ключи Пермской области (2001 г.), на этно-музыкальном фестивале «Живая вода» на Телецком озере (2001 г.), в рамках проекта Культурологической ярмарки Приволжского округа «Видеоатлас истории народов Приволжского округа» в деревне Венеция (Башкортостан) в 2003 г.;
  • мастер-классы «Визуальная антропология: актуальные проблемы теории и практики» в рамках Югорской полевой музейной биеннале в г. Ханты-Мансийск (2006- 2018 гг.).

ЦВА МГУ участвовал в осуществлении проектов в рамках российских и международных программ, в том числе:

  • федеральной программы «Народы России: возрождение и развитие»;
  • федеральной программы «Сохранение и развитие культуры России»;
  • канадско-американской программы «Визуальная антропология народов севера России»;
  • европейской программы INTAS совместно с Институтом научного фильма г. Геттинген и РГГУ — проект «Выявление и редактирование этнографических архивных фильмов в архивах России»;
  • российско-французской программы ИОО по дистанционному обучению «Сонотека»;
  • Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
  • Фонда Форда — проект «Мобильная мастерская визуальной антропологии»;
  • программы ИОО «Мосты взаимопонимания» — проект «Свое чужое лицо»;
  • Культурологической ярмарки Приволжского округа — проект «Видеоатлас истории народов Приволжского округа».

ЦВА МГУ участвовал в подготовке к изданию русского перевода книги К. Хайдера «Этнографическое кино», семи сборников статей по визуальной антропологии и монографии Е. Александрова «Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии».

В настоящее время ведется  подготовительная работа к осуществлению  функции информационно-коммуникативного технологического центра визуальной антропологии для музеев, учебных и культурологических организаций, в связи с чем предполагается использовать следующие ресурсы:

  • авторскую методику съемки «созвучная камера», адекватную идеям и целям визуальной антропологии;
  • апробированный спецкурс «Визуальная антропология», ставший импульсом для организации разного рода занятий по визуальной антропологии в нескольких вузах, а в настоящее время   послужившего основой для двух магистерских программ в МПГУ;
  • видеофонд, состоящий как из видеодокументаций и фильмов на их основе по теме «Видеомониторнг традиционных культур России» (900 часов), посвященной культуре молокан (1992—1995 гг.) и старообрядцев (1993—2015 гг.), а также по тематике других гуманитарных дисциплин (психологии, социологии, филологии, культурологи, музеелогии), изобразительного, музыкального и театрального искусств (500 часов), так и из фильмов других отечественных и зарубежных авторов (900 экз.), в том числе, на основе коллекций двух Салехардских фестивалей антропологических фильмов и восьми Московских международных фестивалей визуальной антропологии;
  • публикациями, отражающими исследовательский, педагогический и практический опыт;
  • зарубежной информацией по визуальной антропологии.

Информационно-коммуникативный технологический центр визуальной антропологии заинтересован в сотрудничестве по:

  • обмену и использованию имеющихся у него видеоматериалов;
  • проведению видеосъемок и созданию фильмов;
  • организации фестивалей, конференций, семинаров, выездных школ, способствующих распространению в России принципов и материалов визуальной антропологии;
  • формированию универсальной видеокомпьютерной системы, обеспечивающей на современном техническом уровне съемку, хранение, обмен, распространение и разнообразное использование оцифрованной видеоинформации, в том числе с целью создания сообщений различного назначения на различных носителях;
  • осуществлению прочей деятельности, направленной на распространение идей и материалов визуальной антропологии для создания условий, способствующих открытому и равноправному диалогу между представителями различных культур.

За прошедшие годы многое изменилось. Ушли из жизни Леонид Сергеевич Филимонов, Владимир Маркович Магидов, Валерий Алексеевич Носарев. Не стало факультета дополнительного образования, лаборатории  ВКТ.  «Желтый домик», в котором мы обитали в течение полувека, перестал быть нашей крышей в прямом и переносном смысле. Но, главное, для многих сотрудников ЦВА МГУ не пропала привлекательность идей и мероприятий визуальной антропологии, были сохранены собиравшиеся в течение четверти века архивы фильмов о культурах мира и видеодокументы о старообрядчестве России. Е.В.Александров и Р.А.Лихачев образовали группу «Визуальная антропология» в составе сектора музейной работы и фондов Музея землеведения МГУ, получив, серьезную организационную и моральную поддержку от коллектива, заинтересованного во внедрении идей и материалов визуальной антропологии в музейную и научно-образовательную деятельность. Новый этап совместной работы с прежними и новыми сторонниками визуальной антропологии будет отражаться на сайте visantmedia.mes.msu.ru

Этот сайт является продолжением и развитием прежнего сайта visant.etnos.ru, который несколько лет представлял Центр визуальной антропологии МГУ (ЦВА МГУ) – творческое объединение, в деятельности которого принимали участие не только сотрудники лаборатории видеокомпьютерных технологий факультета дополнительного образования (ВКТ ФДО),  представители разных факультетов Московского университета и иных организаций, но и многие друзья и волонтеры,  в той или иной степени, и в разные периоды, участвовавшие в научной и творческой деятельности, помогавшие в проведении фестивалей, конференций и прочих мероприятий. В том числе:
Евгений Васильевич Александров
Леонид Сергеевич Филимонов
Валерий Алексеевич Носарев
Владимир Маркович Магидов
Ольга Христофорова
Ирина Пармузина
Наталья Литвина
Иван Бойко
Андрей Исэров
Екатерина Ягафова
Елена Попова
Федор Гуров
Мария Ахметова
Борис Будинас
Елена Данилко
Роман Лихачёв
Петр Калмыков
Игорь Горбунов
Анастасия Каспарова
Мария Силкина
Александр Кутькин
Людмила Гринёва
Дмитрий Реган
Дмитрий Мадасон
Андрей Береговенко
Нина Антонова
(Если кто-то не увидел себя в этом списке, просим извинить за несовершенство нашей памяти, и не постесняйтесь напомнить о себе)

Обсуждение закрыто.